Структура фгос спо


Структура фгос спо 420039, Татарстан, Казань, Исаева, 12 Телефон: 843 555-66-54 Факс: 843 555-66-54 Директор: Мухаметзянова E-mail: Войти на сайт Имя пользователя логин Пароль Запомнить меня Публикации и методические разработки структура фгос спо. СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Научно-методическое пособие для педагогов и мастеров профессионального обучения, руководителей учреждений НПО и СПО, научных работников Казань — 2013 Содержание Введение ………………………………………………………………………… 3 Структура фгос спо 1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования: технологии реализации. Проблемный структура фгос спо реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования ……………………………………. Приоритетных меры реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования………………………………………………. Проектно-целевые технологии реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования ……………………………………………. Принципы реализации проектно-целевых структура фгос спо ФГОС …………. Структура целевого проекта в сфере реализации ФГОС ………………. Одним из приоритетных направлений этого структура фгос спо стало обновление содержания, форм и методов подготовки специалиста на основе нового поколения образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе. Внедрение ФГОС СПО с включением в его структуру НПО и принятие нового российского закона об образовании состоялись сравнительно недавно, однако оценка эффективности реализации данных нормативных документов структура фгос спо анализа имеющегося опыта функционирования учреждений структура фгос спо школы в новых условиях. В связи с введением ФГОС третьего поколения принципиально меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их измерения. Структурным элементом новых образовательных стандартов, основанных на компетенциях, становится образовательная область в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов структура фгос спо деятельности. Базовыми элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследованием уровня знаний, умений и структура фгос спо обучающегося, то в соответствии с ФГОС оценка результатов освоения вида структура фгос спо деятельности носит комплексный, интегративный характер через степень сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций. Перед образовательными учреждениями стоит задача разработки методического обеспечения процессов формирования и оценки освоения компетенций. Реализация ключевого принципа, заложенного во ФГОС — ориентация на цели, значимые для сферы труда, как и все запланированные и реализуемые в образовательной политике стратегические изменения, требуют адекватной и своевременной разработки новых и переработки имеющихся правовых, организационных, методических информационных ресурсов. Начальный этап формирования основных профессиональных образовательных программ, основанных на положениях ФГОС, показал несовершенство структура фгос спо подходов и решений в сфере реализации компетентностной модели выпускника, требующее дальнейшего развития методического обеспечения образовательного процесса. В пособии представлены проектно-целевые механизмы реализации федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования, разработанные в лаборатории управления профессиональной подготовки ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования. Введение и вторая глава автор — с. Первая глава и заключение автор — в. Раздел 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ 1. В современных социально-экономических условиях выдвигаются новые требования к профессиональной подготовке рабочих и специалистов. В последнее время в обществе все настойчивее звучат вопросы, каким быть в перспективе среднему профессиональному образованию и что необходимо дополнительно предпринять для более эффективного развития. Продлить национальный проект «Образование» от 5 сентября 2005 года как форму и условие инновационного развития среднего профессионального образования, структура фгос спо подготовки рабочих и специалистов. При формировании проекта и новой модели профессионального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу структура фгос спо · финансирование его мероприятий в том числе за счет средств региональных бюджетов ; · создание условий, позволяющих не только транслировать накопленный опыт лучших учебных заведений, преподавателей, внедряющих инновационные образовательные программы, но и его практическое применение; · финансовую поддержку преподавателей, внедряющих инновационные образовательные программы, мастеров-новаторов, талантливых студентов; · активное привлечение общественности к рассмотрению и решению различных задач проекта. В условиях экономических трудностей рассмотреть возможность увеличения объемов структура фгос спо программ со стороны государства, а со стороны работодателей — уменьшения и расширения статьи их затрат, в том числе по линии уплаты налогов. Поддержать и развить позитивные результаты реализации проекта: функционирование ресурсных центров, учебных заведений нового типа; возможность реализации программ технологического бакалавриата; использование современных технологий обучения и т. Включить все это в новые модели развития среднего профессионального образования. На основании статьи 68. Основное противоречие современной системы образования — это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями структура фгос спо усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала — всесторонне развитой структура фгос спо и перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию. Новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения. Инновационное обучение предполагает, прежде всего, личностный подход — развитие способностей личности на основе образования и самообразования. Эту задачу призваны выполнить личностно ориентированные технологии обучения, формирующие активность личности в учебном процессе, побуждающие к самостоятельному интеллектуальному труду, к осознанному самостоятельному выбору содержания обучения. Следует подчеркнуть, что работа индивидуальными методами обязывает преподавателей и студентов в полном объеме выполнять требования федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования к учебным дисциплинам и профессиональным модулям. Необходимо повысить качество структура фгос спо до федеральных государственных образовательных стандартов, которые предусматривают следующие требования: - когда и кем утверждена специальность; - формы подготовки по этой специальности; - квалификация специалиста; - характери­стика сфер профессиональной деятельности выпускника место, объекты и виды профессиональной деятельности ; - требования к уровню подготовки, которые включают общие требования к образованности, структура фгос спо к уровню подготовки по дисциплинам и производственной профессиональной практике; - обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности, где перечислены дисциплины их основные разделы соответственно присвоенным индексам, количество часов учебной нагрузки и обязательных учебных занятий, показаны временные рамки для дисциплин по выбору студентов, факультативных дисциплин, производственной профессиональной практики, итоговой государственной аттестации предложены варианты проведенияконсультаций и указан резерв времени учебного заведения и др. С внедрением структура фгос спо государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования в образовательный процесс изменяются задачи обучения. Во время обучения происходит взаимодействие обучающего и обучающихся, эффективность которого структура фгос спо от качества и количества усилий, прилагаемых как со стороны преподавателя, так и со стороны студента. Формирование общих и профессиональных компетенций осуществляется через образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые преподаватель ставит на каждом учебном занятии. Современные образовательные стандарты требуют усвоения знаний и приобретение умений с различной степенью глубины. Поэтому преподавателю необходимо иметь четкое представление, на каком уровне должен быть усвоен тот или иной учебный материал. Для решения практических задач планирования и оценки результатов обучения используется классическая иерархия уровней подготовленности От заданного уровня усвоения учебного материала зависит методика его изучения. Выбор форм и методов соотносится с за­дачами каждого структура фгос спо учебного занятия и основывается на положении о том, что репродуктивная деятельность студента составляет -70%, продуктивная и эвристическая -30%. Методы обучения должны отвечать требованиям активизации интенсифи­кации обучения; быть ориентированными не на простое получение знаний о каком-то объекте, а на деятельность с этим объектом, на развитие личности студента. Так, на первом уровне - студент получает знания, позволяющие воспроизвести факты, перечислить названия изучаемых явлений и предметов, а также выполнение действия по образцу. Здесь все основано на воспроизведении запомнившейся информации и действия. Для данного уровня усвоения учебного материала могут использоваться методики: - создание опорных конспектов, - описания фактов, характеризующих развитие того или иного события; - чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы; - пересказ текста; - составление плана текста; - конспектирование; - графическое изображение структуры текста; - работа со словарями и справочниками: поиск объяснения отдельных терминов; - ознакомление с нормативными документами; - наблюдения; - просмотр учебного кинофильма и др. Второй уровень усвоения предполагает осознанное понимание студентами тех знаний и умений, которые воспроиз­водятся: они могут воспроизвести материал своими словами, привести примеры, объяснить последовательность дей­ствий учебного материала. Решение большинства задач заставляет обучаемых, применяя изученное, видоизменять его с учетом условий поставленной задачи. Для этого уровня усвоения можно использовать методики: - выполнение практических заданий с использованием нормативной, справочной литературы; - выполнение практических задач заданий по образцу; - программированное задание; - проблемные вопросы; - эвристическая беседа; - учебная дискуссия, - рецензирование или взаимопроверка; - работа в малых группах и ряд других методов. Третий уровень усвоения - продуктивный или творчески-воспроизводящий, структура фгос спо применение знания и умения в новой ситуации. Для этого уровня можно использовать такие методики, как: - решение ситуационных задач; - имитация деятельности на тренажере; - деловые игры или их элементы; структура фгос спо метод: составление реферата по исследовательскому вопросу, выполнение исследовательского задания структура фгос спо соответствии с проектом, анализ специальной литературы; - проблемный метод: формулировка проблем, составление ответов на проблемные вопросы в работе с дополнительной литературой, разрешение проблемных ситуаций с аргументацией устно и письменно. Активные методы обучения: проблемное обучение, решение ситуационных задач, тестирование, выполнение мануальных действий на муляжах и тренажерах — ролевые игры элементыработа в малых группах, составление и решение кроссвордов, проектный метод, кейс-метод, мозговой штурм, использование видео и аудио материалов с последующим обсуждением, использование электронных образовательных ресурсов применение интерактивной доски и др. Структура фгос спо форм и методов обучения обязательно ориентирован на компетентностный подход, предусматривающий более широкое использование интерактивных форм обучения. Интерактивное обучение — обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивные методы в наибольшей степени соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение коллективное, обучение в сотрудничествеа преподаватель выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей: на основе такого опыта формируются новые знания и умения. Одной из сложных задач для реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования является освоение студентами внутрипредметных и междисциплинарных связей. Эти связи отражают системность информации, и осознание их студентами делает знания структура фгос спо прочными, структурированными, гибкими и подвижными. Необходима методически грамотная реализация этих связей непосредственно в процессе преподавания. Составление структурно-логических схем позволит установить тесную связь содержания вопросов темы с другими учебными дисциплинами — профессиональными модулями, структура фгос спо построить оптимально познавательный процесс при изучении темы, учебной дисциплины или профессионального модуля. Для решения стратегических проблем необходимо разработать концепцию развития системы среднего профессионального образования. Концепция определяет приоритеты и этапы необходимых изменений, которые должны быть системными и понятными не только педагогическому сообществу и работодателям, но и каждому члену российского общества. Именно она на структура фгос спо научного предвидения и сложившейся практики, а также с учетом европейских тенденций позволит определить роль и место системы среднего профессионального образования в развитии производительных сил страны, их связь с экономикой и рынком структура фгос спо. Эта концепция должна закрепить позитивные тенденции и направления структура фгос спо развития и модернизации образования и вместе с тем ответить на ряд вопросов. Сохранится ли за системой среднего структура фгос спо образования ее роль социального лифта для молодежи, или она будет нацелена исключительно на прагматичные задачи подготовки кадров? Следует ли включать учебные заведения среднего звена в состав вузов? После присоединения к Копенгагенскому процессу, определены три основные цели, которые Россия должна решить: · 1. Для их достижения в Декларации прописаны восемь важных структура фгос спо - формирование единого образовательного пространства в Европе; 1. На примере учреждений структура фгос спо и среднего профессионального образования России можно увидеть новые инновационные формы и методы работы. Так, в ГБОУ СПО «Бурятский лесопромышленный колледж» в своей образовательной деятельности акцентирует внимание структура фгос спо понятии «образовательная среда». Вводятся новые понятия, такие как: тьюторское сопровождение, открытость образовательного процесса, формирование новой образовательной среды, избыточный выбор профессий, вариативность, индивидуализация и др. В ГБОУ СПО «Нижегородский педагогический колледж им. Ушинского» проделана большая работа по обобщению опыта работы по организации разновозрастного обучения в условиях современного образова- ния, структура фгос спо новых технологий, кадрового, финансово—экономического и программно — методического обеспечения учебного процесса. Проблема, на решение которой направлен проект - отсутствие полноценной электронной развивающей среды в образовательном учреждении. Проектом предусматривается реализация нескольких направлений: совершенствование профессионализма учительского корпуса, которое будет реализовано структура фгос спо создание модели стажерской площадки для повышения квалификации учителей; создание в Интернет-пространстве такой среды, которая позволит и другим детям дистанционно работать по определенным структура фгос спо, создание здоровьесберегающей среды в ОУ и др. В ОГБОУ СПО «Ульяновский авиационный колледж» большая роль отводится единой информационной системе довузовского среднего профессионального образования. На сегодняшний день создание системы становится достаточно актуальной проблемой, так как необходим комплексный мониторинг текущей ситуации в сфере довузовского среднего профессионального образования. ГБОУ СПО «Московский технический колледж» работает над проектом внедрения способов свободного программного обеспечения в профессиональных образовательных учреждениях, внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. В этой связи предлагается: 1. Признать перспективными, способными оказать позитивное воздействие на достижение стратегических целей развития среднего профессионального образования следующие технологии обучения: исследовательского обучения, проектную, интерактивные, информационно-коммуникационные; разно- возрастного обучения, технологии, позволяющие индивидуализировать образовательный процесс в том числе тьюторского сопровождения. Структура фгос спо органам федеральной власти при выделении субсидий регионам из федерального бюджета в соглашении с регионом учитывать критерии материально-технического оснащения учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом последних достижений в технологической сфере; 3. Рекомендовать органам региональной и муниципальной власти: - начать разработку модельных методик формирования нормативов финансирования индивидуальных структура фгос спо программ талантливых студентов, для обучения в сети, на содержание зданий с разной инфраструктурой, их нормативного обеспечения; - разработать финансово-экономические механизмы и правовую базу деятельности стажерских площадок на базе передовых образовательных учреждений, определить моральные и материальные стимулы для распространения ими перспективных технологий инновационного опыта. В деятельности начальных и средних профессиональных образовательных учреждений выявлены три модернизированные технологии реализации федеральных государственных образовательных стандартов: - технология проектирования учебного процесса по основным дисциплинам, представляемых компетентностно - ориентированными модулями, обеспечивающими структура фгос спо формирование основных компетенций студентов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 3 поколения; - технология проектирования методической системы преподавания основных учебных дисциплин при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, направленная на качественное формирование основных компетенций в соответствии с принципами структура фгос спо - контекстного формата обучения; - технология проектирования траектории профессионального становления бакалавра в этой технологии заложены большие резервы оптимизации системы подготовки бакалавра. В 2011-2012 учебном году проведен мониторинг эффективности внедрения Федерального государственного образовательного структура фгос спо в учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации. По результатам исследования выявлены наиболее острые проблемы, трудности, возникающие в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта, предлагаются пути их решения. Прежде всего, речь идет о правовом и нормативном обеспечении Федерального государственного образовательного стандарта. Стратегические изменения в образовательной политике — как планируемые, так и реализуемые — требуют своевременной разработки новых и пересмотра имеющихся правовых, организационных, методических информационных ресурсов. Осуществляя нормативно-правовое регулирование, государство проявляет свою основополагающую роль в образовательной политике. Низкий уровень методической обеспеченности реализации федеральных государственных образовательных стандартов на федеральном уровне структура фгос спо нерегламентированная разработка учебных программ, методического и дидактического обеспечения каждым образовательным учреждением, а также не соответствующее требованиям времени техническое оснащение учебного процесса могут привести к недостаточной подготовке выпускников по отношению к требованиям рынка труда. Кроме того, возникает риск разрушения единого образовательного пространства страны и ограничения профессиональной мобильности выпускников. Для работы по новым стандартам необходимы понятные и грамотно сформулированные ориентиры, опорные точки, положения, приказы, инструкции и методические рекомендации, обеспечивающие переход на компетентностное обучение и формирование у граждан потребности учиться в течение всей жизни. Но пока нормативно-правовые акты для введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов по многим значимым позициям либо не разработаны, либо существенно запаздывают рис. Наряду с высокими показателями потребностей выявлено: только 46% респондентов за использование модульной системы обучения; 20% - устраивает действующая цикловая дисциплинарная структура образовательного процесса; 3% высказались по другим проблемам. Начальный этап формирования основных профессиональных образовательных программ показал несовершенство ряда принципов и подходов, заложенных в макет стандарта, из-за чего, во-первых, ограничиваются фактические свободы учебных заведений, а во-вторых, создаются основания для применения структура фгос спо ним санкций со стороны контрольно-надзорных органов и органов государственной аккредитации. К системным ошибкам отнесены формулировка компетенций, отсутствие единых методологических принципов к составлению их перечней и определению количества. Скорее всего, ошибочна и «горизонтальная» структура образовательных программ, соответствующая идеологии новых федеральных структура фгос спо образовательных стандартов, так как она создает барьеры для разработки вертикальных, многоуровневых модулей, с помощью структура фгос спо студентам начальных и средних профессиональных учреждений, можно было бы давать не только базовые, но и специальные знания, а также формировать умения. Вызывает большие затруднения проектирование кредитно-модульных программ, что в значительной мере препятствует организации практического обучения на предприятиях. Системной ошибкой структура фгос спо считать и то, что профессиональные стандарты, а также механизмы действенного участия работодателей в реализации образовательных программ не утверждались на федеральном уровне, что приводит к несогласованным действиям сферы труда и сферы образования. Отсутствует утвержденная единая система квалификаций. Есть необходимость: · уточнить понятийный аппарат, в частности, понятия «образовательные технологии», «активные интерактивные методы обучения», «модуль» и некоторые другие; · более четко сформулировать цели для основной профессиональной образовательной программы; · провести экспертную оценку формулировок компетенций, имеющихся в разделе федеральных государственных образовательных стандартов «Требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программа» и формулировок результатов обучения в формате «знать», «уметь» по учебным циклам, представленным в «Структуре основной профессиональной образовательной программы» с целью их возможной корректировки; · более четко разграничить в процентном отношении понятия «самостоятельная работа, выполняемая обучающимися при непосредственном управлении со стороны педагога», и «не управляемая, реализуемая ими самими». Одной из проблем в реализации федеральных государственных образовательных стандартов структура фгос спо и среднего профессионального образования является освоение профессиональных компетенций, которые формируются по итогам производственной практики при заочной форме обучения. На сегодняшний день студенты заочной формы обучения производственную практику организуют самостоятельно, и потому включить ее в максимальный объем аудиторной учебной нагрузки невозможно. Неясно, можно ли проводить зачет для обучающихся по рабочим профессиям в рамках модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих»если они уже имеют рабочие разряды. Правового поля для учета и перезачета профессиональных навыков нет. Необходимы нормативные акты и для применения дистанционных образовательных технологий в части реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Состояния методического обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов свидетельствует о том, что в первую очередь нужно разрабатывать тематические методические ресурсы федерального уровня практически по всем направлениям, но в приоритете — реализация модульно-компетентностных технологий и организация текущей итоговой оценки обучающихся рис. По результатам проведенных исследований в решении проблемы дополнительного методического обеспечения в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования были выявлены следующие приоритеты: за разработку методического обеспечения организации итоговой аттестации студентов высказались 57% от общего числа респондентов; 53% - за модульно-компетентностный подход. Менее половины респондентов за организацию текущей оценки структура фгос спо компетенций как обучающего фактора 48% ; интеграцию теории и практики в учебном процессе 46% ; организацию самостоятельной работы студентов 42% ; организация практик 41%. Актуальна проблема разработки общей профессиональной образовательной программы ОПОП на основе профессиональных стандартов по структура фгос спо. Установлено 70% опрошенных не понимают, что такое «профессиональный стандарт»; при разработке образовательной программы по специальности профессиональные стандарты использовали только 18%, число респондентов, которые не использовали 12% рис. По многим специальностям профессиональные стандарты находятся на стадии разработки. На сегодняшний день при разработке основной профессиональной образовательной программы и формировании содержания подготовки используются профессиональные стандарты индустрии питания, гостеприимства; в области информационных технологий; по рабочим профессиям; проект профессионального стандарта педагогической деятельности и др. Новые подходы в решении инновационных задач требуют существенного повышения профессионального мастерства работников образования. К настоящему времени доля педагогов, мастеров производственного обучения и методистов, повысивших квалификацию, возросла по отношению к начальному периоду реализации федеральных государственных образовательных стандартов в несколько раз. Расширились структура фгос спо и технологии обучения преподавателей, мотивации коллективов учебных заведений на повышение эффективности федеральных государственных образовательных стандартов, появилась новая форма взаимодействия участников образовательного процесса — тьюторская служба. В вопросах подготовки кадров, работающих по новым стандартам, приоритет отдается неформальным технологиям: организуются стажировки педагогического состава и мастеров производственного обучения на предприятиях, проводятся совещания, педсоветы, обучающие семинары, консультации со специалистами в сфере образования и с работодателями. Подавляющее большинство учебных заведений обеспечивает поэтапное обучение педагогического состава до высшей структура фгос спо. Но необходимо отметить, что, несмотря на общий рост доли обученных мастеров производственного обучения, по сравнению с преподавателями и методистами, их значительно меньше. И самое главное — компетенция тех, кто обучает педагогов и мастеров производственного обучения, не всегда достаточна для выполнения возложенной на них миссии. Это негативно отражается на качестве образования. В вопросах стажировки много неопределенности. Что является ее предметом: повышение квалификации или овладение содержанием конкретного профессионального модуля? У кого конкретно педагог или мастер производственного обучения должен проходить стажировку? Очевидно, что и здесь необходимы конкретизация и разработка нормативов. Анализ результатов мониторинга внедрения федеральных государственных образовательных стандартов свидетельствуют, что число обращений преподавателей, мастеров производственного обучения, административных работников к материалам и разработкам других учебных заведений возрастает. Это говорит об информационном голоде и желании использовать опыт и наработки коллег в структура фгос спо своих программ. Состояние информационного структура фгос спо внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования носит противоречивый структура фгос спо. Но в целом информационно-технологическая платформа сопровождения государственных стандартов требует пополнения. В частности, нет базы оценочных средств для текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации по общеотраслевым профессиям и специальностям. Необходимы и новые педагогические методики, связанные с поиском и отбором информации посредством телекоммуникационных технологий и структура фгос спо ее анализом с целью превращения в знания. Из-за отсутствия единой информационной базы структура фгос спо программ педагоги в ущерб методическому сопровождению учебной программы вынуждены заниматься ее разработкой. Механизма контроля качества самостоятельно подготовленной документации пока не имеется. Кроме того преподаватели не мотивированы на разработку программ. Процесс переоснащения мастерских и лабораторий, приобретения программных структура фгос спо, снабжения структура фгос спо учреждений учебно-методической литературой и электронно-образовательными ресурсами в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования идет неравномерно и в значительной мере зависит от региона. Остро стоит проблема с экспертизой результативности и качества образовательного процесса. Кто эксперты, как их отбирают, каковы критерии отбора, как идет выборка: по профилю специальности или по профессии? Исследования структура фгос спо, что 52% учреждений начального и среднего профессионального образования имеют разработанные и структура фгос спо стратегии обеспечения качества образования, и лишь 27% учреждений начального и среднего профессионального образования участвовавших в опросе, считают достаточным уровень обеспеченности работы по федеральных структура фгос спо образовательных стандартов, 9% - планируется разработать, а 12% не имеет в наличии разработанных и утвержденных стратегий обеспечения качества образования рис. Обеспечение качества является тем недостающим звеном, которое позволит сбалансировать сферы интересов образования и бизнеса. Таким образом, для повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности средних профессиональных образовательных организаций, нужно обеспечить примерными программами учебную и производственную практику и необходимыми учебно-методическими пособиями по специальностям дисциплинамснять вопросы по методическим аспектам повышение качества образования, проектирования, организации и проведения междисциплинарных курсов и профессиональных модулей ОПОП, разработанных на основе профессиональных структура фгос спо, нормирования и оплаты труда персонала, улучшение нормативно-правового структура фгос спо, усиление роли самостоятельной работы студентов. Приоритетных меры реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Система образования сегодня, нуждается в серьезном научном, методическом, правовом, информационном и экономическом реформировании. Но стоит заметить, что провести его очень сложно из-за ряда объективных причин. Так, правовое поле регулирования образовательных процессов носит многоуровневый характер, включая федеральные, региональные, муниципальные, локальные нормативные акты. Аналогичная ситуация и в области методического обеспечения образовательной деятельности, причем здесь сложности структура фгос спо отраслевые документы, в меньшей степени представленные в нормативно-правовой среде. Одной из важнейших проблем, требующих незамедлительного решения, является нормативное обеспечение участия работодателей в подготовке профессиональных кадров. В соответствии с действующим законодательством объединения работодателей имеют право: · участвовать в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов и др. Но есть еще контрактная подготовка персонала предприятий и компаний и настоящей проблемой является формирование заказов образовательному учреждению на подготовку кадров. Все это тоже нуждается в правовом обеспечении. Нашей стране необходим единый государственный структура фгос спо, отражающий потребность в профессионалах по видам специальностей, с структура фгос спо такой потребности по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Составлять его нужно с учетом возрастающих миграционных процессов и вовлечения в образовательный процесс по программам основного и дополнительного профессионального образования различных категорий граждан, имеющих разные стартовые позиции. Требует совершенствования законодательство по участию объединений работодателей в сертификации выпускников. Для этого целесообразно рассмотреть возможность построения региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования. Граждане, получившие профессию в одном регионе, должны иметь возможность применить свои знания в других регионах. Об этом говорят сегодня представители сферы труда. Должна быть обеспечена и студенческая мобильность. Нужно формировать правовой механизм, направленный на внедрение российской образовательной системы в европейское пространство и создавать условия для выбора работодателей и работников в масштабе Россия — Европа и Европа — Россия. Решение данного вопроса лежит, в том числе, в плоскости формирования индивидуальных планов обучения, механизм реализации которых не отработан. В такой ситуации учебным заведениям нужно вести системный многоступенчатый мониторинг и устанавливать обратную связь с производством. С внедрением в образовательную деятельность федерального государственного стандарта третьего поколения, многие средние профессиональные образовательные учреждения до сих пор не имеют четкого представления того, каким образом должен быть организован учебный процесс. Как сформировать у обучающихся профессиональные компетенции, прописанные в стандарте, изучаемых специальностей, как добиться того, чтобы выпускники учебного заведения были востребованы в регионах нашей необъятной страны. Существует несколько проблем, которые на сегодняшний день необходимо обратить серьезное внимание: 1. Отсутствие единой разработанной государственной стратегии поддержки начального и среднего профессионального образования, методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования. Дефицит преподавателей — специалистов: квалифицированных, имеющих практический опыт и высшее образование, умеющих грамотно изложить материал, понимающих сущность профессии, структура фгос спо современными технологиями и способным, с учетом сложного возрастного восприятия обучающегося, воспитать специалиста, в структура фгос спо с структура фгос спо ФГОС, востребованного на рынке труда. Система современного педагогического образования столкнулась с проблемой концептуального характера. Обеспечения тесной взаимосвязи с высшими учебными педагогическими заведениями, подготовки высококвалифицированных кадров. Отсутствие единого образовательного консультативного центра поддержки, развития и трудоустройства молодых специалистов. Распределение направлений структура фгос спо лицензирования специальностей СПО в соответствии с профессиональной стратегией учебного заведения, по которым будет осуществляться образовательная деятельность. Наверное, не совсем правильно, когда в одном учебном заведении готовят одни и те же преподаватели — специалисты и поваров, структура фгос спо слесарей. Отсутствие интереса у Работодателей. Государственной политики мотивации структура фгос спо. Работодатели должны принимать активное участие при подготовке будущих специалистов: помогать учебным заведениям в оснащении специализированных кабинетов, учебных мастерских, прохождению производственных и преддипломных практик обучающихся, прохождению стажировок преподавателей и мастеров, ведущих программы профессиональных модулей. Необходимо усилить профориентационную работу в школах с ребятами их родителями средних и старших классов. Структура фгос спо профессиональные учебные заведения обязаны иметь четкие указания инструкции по ведению нормативной документации. Высокие темпы изменений, происходящих в России и мире, неизбежно усиливающиеся включенность российского общества в общемировые процессы, стремительный технологический прогресс влекут собой растущую потребность в высококвалифицированных и профессионально структура фгос спо специалистах. Развитие системы профессионального образования намечается осуществлять по нескольким взаимосвязанным направлениям: - во-первых, расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса, механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля структура фгос спо проведения оценки качества образовании; - во-вторых, формирование структура фгос спо непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ; - в-третьих, структура фгос спо компетентностного подхода. Модульно-компетентностный подход выступает концептуальной основой федерального государственного образовательного стандарта. Ведущая идея компетентностного подхода — интерпретация содержания образования, формируемого от структура фгос спо. Компетентностный подход не отрицает «знаниевый» подход, а расширяет и дополняет его. К основным понятиям компетентностного подхода относятся: - компетенция; - ключевые общие компетенции; - профессиональные компетенции; - компетентность. Понятие компетенция определяется как знание, опыт, осведомлённость в какой либо области. Компетенция — круг вопросов, в которых данное лицо обладает научными познаниями, опытом. Рассматривая содержание понятия «компетенция» структура фгос спо рассмотреть понятие «профессиональная компетентность». Вопросы профессиональной компетенции рассматриваются в работах зарубежных и отечественных исследованиях, но при всём многообразии определений трактуются по-разному. В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как: - структура фгос спо знаний и умений, определяющая результативность труда; - объём навыков выполнения задачи; - комбинация личностных качеств и свойств; - комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; - вектор профессионализма; - единство теоретической и практической готовности к труду; - способность осуществлять сложные виды действий. Исходя из этого определения, можно сказать, что профессиональная компетентность представляет собой интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и важных для специалиста личностных качеств. Содержание профессиональной компетенции не статично, а динамично и зависит от многих факторов, таких как исторические и социально-экономические условия, специфика профессиональной деятельности, определяемой типом учебного заведения, возрастом обучающихся и другими ситуациями. Профессиональная компетенция охватывает не только способности, структура фгос спо для осуществления профессиональной деятельности, но и также умения анализировать факты, принимать решения, передавать информацию и другие умения, необходимые для профессиональной деятельности. Задача развития профессиональных компетенций — это реализация знаний и умений, и навыков в практической деятельности. Поэтому развитие профессиональной компетенции является одной из основных задач учебного заведения. Формирование профессиональной компетенции осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных дисциплин, но профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе изучения профессиональных модулей. Всё это в комплексе формирует и развивает личность таким образом, чтобы она обладала способами самореализации и самосовершенствования. Все условия развития профессиональной компетенции у студентов можно объединить в следующие группы факторов: организационно-педагогические, содержательные, технологические, акмеологические. Реализация предложенных условий помогает в повышении профессиональной компетентности студентов, востребованных на рынке труда. Формирование профессиональных компетенций во многом зависит от применения в образовательной деятельности современных инновационных технологий. Для формирования компетенций традиционный предметный подход пригоден не во всём. Соответственно и строгое предметное структурирование оценочных средств противоречит компетентностной модели построения современных образовательных программ. В итоге взаимосвязь между используемой преподавателем педагогической технологии и средствами оценки результатов обучения, их профессиональная направленность становится более явной и значимой. Поэтому, чтобы разрешить это противоречие между деятельностным подходом к профессиональному образованию и предметным структурированным подходом его содержания, необходимо структурировать и сам процесс обучения, и оценочные средства контроля его качества, одновременно по предметному и деятельностному принципам. Для решения этой проблемы с одной стороны, необходимо осваивать или вырабатывать инновационные образовательные технологии, а с другой стороны — научиться формировать адекватные им оценочные средства, которые будут: - формировать у студентов требуемые основной профессиональной образовательной программой общие и профессиональные компетенции; - обеспечат объективную комплексную оценку сформированных компетенций. Приоритетом является и внедрение образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение «на рабочем месте» продолжительностью от нескольких месяцев до года; создание центров сертификации квалификаций, корпоративных образовательных организаций; предстоит обеспечить корректировку и согласование долгосрочных прогнозов, стратегий и программ инновационного развития отраслей и регионов как базы для планирования развития системы непрерывного профессионального образования и осуществить стратегический комплексный подход к прогнозированию необходимых компетенций на межотраслевой и структура фгос спо основе. Раздел 2 ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2. Принципы реализации проектно-целевых технологий Структура фгос спо Необходимость структура фгос спо проектно-целевых технологий реализации федеральных государственных образовательных структура фгос спо профессионального образования определяется тем, что образовательные учреждения в новых условиях должны определять содержание своих образовательных программ в тесном контакте с заинтересованными работодателями и представителями профессионального сообщества. Поиск партнеров, установление с ними диалога и мотивация их к участию в реализации образовательного процесса требует от учебного заведения разработки соответствующей стратегии, основанной на проектном подходе, способном заинтересовать всех участников и обеспечить продуктивное взаимодействие. Разработка основ проектно-целевого подхода к управлению развитием региональных систем профессионального образования проводилась нами в Институте педагогики и профессионального образования РАО под руководством академика РАО, д. В контексте реализации ФГОС, подготовка современного специалиста на основе проектно-целевого подхода — это совместная практико-ориентированная структура фгос спо личности, образовательных учреждений и профессионального сообщества, направленная на решение текущих и перспективных задач в сфере кадрового обеспечения общественного производства. Соответственно, постановка проективных целей происходит на основе комплексного учета потребностей интересов личности, учебного заведения и работодателей. Исходя из этого, цели могут быть, во-первых, тактические, которые ориентированны на качество профессионального образования, обусловленное современными требованиями рынка труда; во-вторых, стратегические, которые связаны со становлением системной целостности образования, науки и производства в регионе. Таким образом, в процессе проектирования цели выполняют системообразующую, моделирующую и критериальную функции, обеспечивающие соответствие между развивающимися образовательными потребностями личности, рынком образовательных услуг и рынком структура фгос спо, выступая тем самым гарантом качества образования. О достижении тактических целей можно судить по тому, насколько успешно протекает процесс профессионального становления и карьерного роста выпускников, обусловленный качеством полученных ими структура фгос спо услуг, выражающимся в первую очередь в формировании личностной учебно-познавательной активности, профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда. О достижении стратегических целей проектирования качества профессионального образования свидетельствует формирование единого образовательного пространства учреждений СПО, науки и производства в регионе на основе долгосрочного объединения информационных пространств и складывания новых форм коллективной деятельности. Реализация проектно-целевых технологий ФГОС может быть основана на следующих принципах: - принцип интеграции, который проявляется в институциональной, инфраструктурной структура фгос спо субъектной интеграции, интеграции образования с наукой и производством, теории и практики, учреждений профессионального образования различных уровней; - принцип полипарадигмальности, включающий потенциал иных методологических подходов при реализации структура фгос спо целевых проектов; - принцип партисипативности соучастияпроявляющийся в вовлечении в процесс управления развитием образовательной сферы профессиональных сообществ через социальное партнерство, форсайт-проекты, организацию и деятельность корпоративных институтов, образовательных кластеров; - принцип сетевой организации профессионального образования, в соответствии с которым оно структура фгос спо в регионе по различным логическим основаниям: 1 по уровням образования — путем объединения близкопрофильных учреждений одного уровня и путем создания многопрофильных образовательных комплексов НПО + ВУЗ, СПО + ВУЗ, НПО + СПО + ВУЗ ; 2 объединение образовательных учреждений и производства; 3 формирование отраслевых образовательных кластеров; - принцип креативности, детерминирующий развитие проектной культуры субъектов интеграционных процессов их участие в разработке и реализации управленческих, научно-образовательных и структура фгос спо проектов; - принцип акмеологичности, влияющий на определение траекторий образовательного роста каждого структура фгос спо интегрированное и целенаправленное воздействие на развитие социально-профессиональных свойств личности, формирование готовности обучаться всю жизнь и планирование карьеры, внедрение технологий опережающего обучения. Проектно-целевой подход ориентирован в первую очередь на решение задач совершенствования регионального образовательного пространства. Территориальная организация отечественных социально-экономических институтов во многом предопределяет закономерности и тенденции развития образовательной системы. Образовательные пространства российских регионов существенно отличаются друг от друга, что предопределено естественными различиями территорий в географическом положении, климате, уровне и направленности развития структура фгос спо, состоянии структура фгос спо, ресурсном обеспечении, расселении и занятиях населения, его национальным и структура фгос спо составом и т. Предусмотреть и учесть все региональные особенности в условиях централизованного образования невозможно ни практически, ни теоретически, т. Проектно-целевой подход позволяет преодолеть инерционность системы профессионального образования, ее приверженность начальным импульсам рыночной трансформации рынка труда, потерявших актуальность к структура фгос спо моменту, пересмотреть диспропорции структуры квалифицированной рабочей силы, повысить роль и значение специфических знаний, навыков и умений работников, снять противоречия финансирования развития региональной образовательной системы. Проектно-целевая технология представляет собой комплекс алгоритмизированных процедур, ориентированных на разработку, экспертизу, внедрение и поддержание целевого проекта в сфере развития региональной системы профессионального образования. У технологии проектно-целевого структура фгос спо в её общем структура фгос спо есть совокупность составляющих её этапов функцийвходы-выходы информационные и материальные и самое главное — результат, обладающей ценностью для потребителя. Технология проектно-целевого подхода может рассматриваться в трех аспектах: - научном — как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели развития образовательных систем и проектирующая педагогические процессы; - процессуальном — как описание алгоритм процесса, совокупность целей, действий и средств проектирования развития образовательных систем; - деятельностном — осуществление технологического управленческого процесса, функционирование инфраструктурных, инструментальных и методологических педагогических средств. Целевой проект, являющийся единицей проектно-целевой технологии, должен обладать достаточной степенью мультипликативности, в структура фгос спо случае его реализация не гарантирует достижения ожидаемого эффекта. Критерии технологичности представляют собой основные методологические требования: - концептуальность; - системность; - управляемость; - эффективность; - воспроизводимость. Концептуальность целевого проекта предполагает, что его общему замыслу должна быть присуща опора на структура фгос спо научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование дост ижения образовательных целей. Системность означает, что целевой проект должен обладать всеми признаками системы: - логикой процесса, - взаимосвязью его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса управления развитием образовательной системы, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность указывает на то, что современные проектные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение ожидаемых результатов. Воспроизводимость подразумевает возможность реализации повторения, воспроизведения целевого проекта в других условиях другими субъектами, возможно с необходимой адаптацией. Выделим отличительные черты технологии проектно-целевого подхода к реализации ФГОС, которые дают ей преимущество по структура фгос спо с аналогами. Технология должна быть понятна широкому кругу специалистов с разным уровнем профессиональной подготовки. Технология построена на базе взаимосвязанных методик инструментальных средств в сфере управления образовательными системами и применима к решению широкого спектра задач. Технология реализует системный подход при решении задач и проблем структура фгос спо системы профессионального образования. Технология состоит из этапов, которые образуют непрерывную цепочку, на выходе имеющую строгое соответствие требованиям ФГОС. Технология состоит из чётких алгоритмов, правил, моделей и схем, структура фгос спо их многозначное толкование и структура фгос спо на всех этапах. Технология одинаково эффективна для реализации проектов различного масштаба и прикладного назначения. Возможно использование только отдельных частей и этапов технологии для решения конкретных задач, либо для разработки конкретных систем управления. Главные преимущества технологии проектно-целевого подхода, описанные выше, достигаются за счет следующих факторов: - Применение современных информационных технологий; - Применение современных знаний и методов системного анализа и управления; - Бенчмаркинг заимствование наиболее успешного опыта и знаний; - Разработка и применение уникальных авторских технологий; структура фгос спо Высокая степень интеграции технологий, методик инструментальных средств; - Применение простых для презентации и для обучения рабочей группы заказчика и сложных моделей структура фгос спо тех, кто реализует данную технологию ; - Применение чётко формализованных пошаговых схем реализации технологии. Проектно-целевые технологии реализации ФГОС направлены на решение следующих приоритетных задач функционирования образовательного учреждения: - занятие устойчивых позиций на рынке образовательных услуг; - выработка оптимальной линии поведения и взаимодействия с партнерами, клиентами и конкурентами; - конкретизация гарантий качества образования и трудоустройства выпускников; - принятие эффективных управленческих решений в сфере интеграции образования и производства на уровне учреждения профессионального образования. Изученный нами опыт современной российской профессиональной школы позволяет нам выстроить следующую классификацию проектно-целевых технологий реализации ФГОС: - организационные — направлены на установление и поддержание конструктивного диалога с работодателя и представителями профессионального сообщества, включению их в образовательный процесс; - методические — связаны с переподготовкой преподавательского состава, ориентацией их на применение компетентностного подхода и разработкой методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; - опережающие — основаны на инновационной парадигме построения образовательного процесса, позволяют решить прикладные задачи подготовки специалиста, востребованного на рынке труда в изменяющихся условиях производственно-технического пространства. Грамотная реализация ФГОС возможна лишь при соответствующем уровне готовности преподавательского состава образовательного учреждения, которая достигается поэтапной научно-методической работой. Соответственно, одна из базовых групп проектно-целевых технологий ориентирована на формирование представлений о стандартах нового поколения у педагогического коллектива. В рамках данной группы решаются следующие задачи: - создание необходимых организационных и методических условий для работы коллектива по проблеме; - изучение и обобщение имеющегося опыта по формированию общекультурных, общепредметных, специальных предметных и профессиональных компетенций будущих специалистов; - разработка критериев сформированности основополагающих профессиональных компетенций будущих специалистов; - создание и подбор соответствующих диагностических методик. Мотивация членов педагогического коллектива на реализацию ФГОС подразумевает создание условий для освоения и внедрения высокоэффективных педагогических информационных технологий в управлении качеством образования, создание условий для перехода к работе на основе ФГОС, изучение ФГОС нового поколения преподавателями как самостоятельно, так и структура фгос спо семинарах различных уровнейпереработку учебных планов и программ подготовки будущих структура фгос спо в соответствии с требованиями ФГОС. Следующая группа проектно-целевых технологий направлена на апробацию стандартов нового поколения средствами высокоэффективных педагогических структура фгос спо информационных технологий. Наконец, третья группа проектно-целевых технологий призвана осуществить анализ результативности работы образовательного учреждения по внедрению ФГОС. Здесь происходит: - обобщение опыта организации учебного процесса, практического обучения, воспитательной работы в решении проблемы управления качеством образования; - анализ, обобщение и распространение опыта работы педагогического коллектива по проблемам реализации ФГОС; - мониторинг эффективности реализации плана работы педагогического коллектива по методическому обеспечению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; - анализ внутренней и внешней образовательной среды, требований структура фгос спо документов, регламентирующих содержание и развитие профессионального образования. Деятельность по реализации ФГОС должна структура фгос спо системный и управляемый характер. Для этого в образовательном учреждении целесообразно разработать среднесрочную целевую программу, основное назначение которой заключается в разработке целостной системы действий с четко определенными и понятными структура фгос спо всех участников образовательного пространства результатами. Цель такой программы — создание организационно-педагогических условий внедрения ФГОС НПО и СПО в образовательный процесс. Программа должна отражать следующие направления деятельности: - аналитико-прогностическое оценивание образовательного учреждения; - изучение имеющейся научно-методической литературы и образовательной практики по введению новых стандартов; - обновление локальной нормативной базы образовательного учреждения; - разработка основных профессиональных образовательных структура фгос спо НПО и СПО, обеспечение финансовых, материально-технических условий их реализации; - организация методической работы и повышения квалификации педагогов; - разработка концепции воспитательной работы со студентами; - разработка концепции структура фгос спо самостоятельной работы студентов; - разработка оптимальной модели целостной системы мониторинга процесса внедрения ФГОС. Вопросы прикладной деятельности в рамках проектно-целевой технологии по реализации ФГОС регламентируются локальной нормативной базой образовательного учреждения, в т. Обучение педагогических работников новым формам и методам реализации образовательного процесса в условиях введения ФГОС также структура фгос спо предметом проектно-целевой технологии, которая включает как внешние, так и внутренние решения, а именно: - выявление запросов педагогов на повышение квалификации, затруднений в осмыслении и принятий позиций ФГОС; - организацию обучения на краткосрочных курсах, профессиональную переподготовку на отраслевых семинарах; - разработку модели самообучающей организации, способствующей не только обновлению реальных компетенций, но и переводу педагогов в новую профессиональную позицию, а также выступающей в качестве практического инструмента трансформации методической работы в корпоративное обучение, основанное на позитивном педагогическом опыте, высоких профессиональных результатах; - проведение цикла семинаров, методических консультаций по проблемам внедрения ФГОС; - структура фгос спо условий для структура фгос спо педагогов по вопросам ФГОС. Структура целевого проекта в сфере реализации ФГОС Поскольку проектно-целевой подход в конечном счете ориентирован на сферу управления качеством профессионального образования, его технологический уровень базируется на современных структура фгос спо и решениях в области менеджмента качества, в частности, концепции всеобщего управления качеством TQM и цикла Деминга. Учитывая постоянное изменение запросов и ожиданий рынка структура фгос спо, региональная система профессионального образования должна постоянно совершенствовать предлагаемые образовательные программы и технологии, не останавливаясь на достигнутом. Какой бы удачной на данный момент ни была образовательная услуга, через некоторое время она устареет и перестанет удовлетворять потребностям личности, работодателя и общества в целом. Поэтому структура технологии проектно-целевого подхода имеет циклическую модель, замыкающую управленческую деятельность в цепь «планирование — апробация — оценка — реализация — планирование». Инструментальной единицей проектно-целевого подхода является целевой проект. Целевой проект — это совокупность взаимосвязанных действий, направленных на преобразование определенного объекта из существующего состояния к желательному в течение четко обозначенного периода времени и с использованием предварительно оговоренного объема ресурсов. Целевой проект имеет заказчика. В его лице могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления, работодатели их объединения, а также сами образовательные организации. У каждого такого проекта отмечается наличие собственного жизненного цикла, длящегося от постановки проблемы до оценки результатов, и завершение проекта в целом. Структура целевого проекта в сфере реализации федерального государственного образовательного стандарта может быть представлена в виде массива из семи последовательных модулей: Модуль 1. Методология и основные элементы проектирования. Выбор методологических парадигм, формулировка концептуальных тезисов предполагаемого проекта. Определение совершенствуемой системы, объекта, субъекта, методов и условий. Расчет жизненного цикла проекта, его основных этапов. Композиция методики исследования проблемы, структура фгос спо методов анализа и оценки ситуации. Концептуальный замысел проекта и его целевая структура. Стратегия и тактика как элементы целеполагающей деятельности. Уровни целевой структуры — генеральная цель проекта миссияобщие и специфические цели, задачи проекта. Соотнесение ресурсов с основными субъектами — участниками проекта. Структурная кооперация субъектов проекта. Формирование команды проектантов, ее состава и структуры. Разработка организационной структуры проекта и модели управления. Планирование деятельности: определение работ, последовательность работ, оценка продолжительности работ, разработка расписания. Организация совместной деятельности проектантов. Экспертная оценка проекта и наращивание его потенциала. Определение регламента и формы оценочной процедуры, подбор критериев оценки основных позиций проекта. Формулирование требований к системе контроля проекта. Переговоры с заказчиком проекта, варианты защиты проекта. Определение регламента обслуживания реализации проекта. Совокупность принятых проектно-целевых решений реализации ФГОС обычно оформляется локальным нормативным актом образовательного учреждения. Нормативная база введения в действие ФГОС СПО. Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС СПО. Обеспечение соответствия нормативной базы образовательного учреждения требованиям ФГОС Администрация учреждения, рабочая группа по внедрению ФГОС СПО 2. Создание организационного обеспечения введение ФГОС СПО. Создание рабочей группы, координирующей деятельность образовательного процесса по подготовке и введению ФГОС Приобретение научно-методических рекомендаций по внедрению ФГОС Обеспечение координации деятельности всех участников образовательного процесса по подготовке и введению в действие ФГОС Исследование рынка труда с целью определения требований работодателей к формируемым компетенциям. Методическое обеспечение внедрения ФГОС СПО. Рассмотрение вопроса «Новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования» на методическом совете. Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС СПО. Проведение совещаний, семинаров на темы: - Нормативная база введения в действие ФГОС СПО нового структура фгос спо. Разработка и утверждение рабочих программ учебных дисциплин. Разработка и утверждение основных профессиональных образовательных программ по специальностям. Разработка на основе БУП и утверждение учебного плана по специальностям. Кадровое условие внедрения ФГОС. Создание плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС. Разработка локального плана повышения квалификации с ориентацией на проблемы введения ФГОС СПО. Приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками. Создание материально-технического обеспечения введения в ФГОС. Приведение материально-технической базы образовательного учреждения к нормативным требованиям ФГОС. Обеспечение укомплектованности библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами в соответствии с требованиями ФГОС. Размещение на сайте образовательного учреждения информации о работе по внедрению ФГОС СПО. Проведение структура фгос спо готовности образовательного учреждения к введению ФГОС СПО. Рабочая группа по внедрению ФГОС СПО, методист. Наполнение содержания целевого проекта по реализации ФГОС направлено на достижение следующих показателей: - переориентация всей деятельности образовательного учреждения от решения задачи удовлетворения потребностей индивида в получении образования к удовлетворению структура фгос спо потребностей рынка труда в соответствующих специалистах; - построение системы социального партнерства на новой качественной основе, ориентированной на постоянное взаимодействие профессионального образования с субъектами рынка труда; - включение профессионального образования в структура фгос спо мониторинга рынка труда, решающего вопросы оценки спроса на профессии, выявления новых перспективных профессий, пользующихся спросом на рынке труда, установления новых видов профессиональной деятельности, перечня умений и квалификационных требований к работнику конкретной профессии со стороны работодателей; - совершенствование образовательного процесса с учетом запросов заказчиков образовательных услуг структура фгос спо формате компетентностного подхода; - участие учреждений профессионального образования совместно с социальными партнерами в формировании новых и корректировке действующих образовательных и профессиональных стандартов. В действующем «Законе об образовании в Российской Федерации» сказано, что к деятельности образовательных учреждений СПО по научно-методическому, ресурсному и производственному обеспечению относятся организация фундаментальных и прикладных научных исследований по вопросам образования, разработка, апробация или организация внедрения образовательных программ, учебных планов, образовательных технологий, средств обучения, контрольных измерительных материалов, учебных изданий, иной учебно-методической документации, необходимой для ведения образовательного процесса с использованием соответствующих образовательных технологий и методов обучения; а также подготовка аналитических информационно-справочных материалов, содержащих научно-обоснованные подходы, прогнозы, сравнительную информацию, сведения, в том числе статистические, о функционировании и перспективах развития системы образования. В образовательном учреждении необходимо создать условия для осуществления многоуровневой и вариативной профессиональной подготовки за счет модернизации содержания образования путем ориентации его на рыночный спрос, совершенствования системы управления, внедрения инновационных образовательных технологий. Структура фгос спо современных образовательных и структура фгос спо технологий, в том структура фгос спо аудиовизуальных, интерактивных, коммуникационных, ориентированных на использование ИКТ, позволяют сегодня сделать каждое учебное заведение элементом единого многонационального образовательного портала, а применяемые дистанционные технологии формируют сетевое образовательное пространство. В этих структура фгос спо радикально структура фгос спо форма и структура фгос спо представления научного знания, основанной на интеграции естественнонаучной, технической и гуманитарной форм знания ином методологическом подходе к структурированию учебной информации. Инновационные технологии позволяют оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя основные из них: технологию модульного обучения, технологию проблемного обучения, технологию контекстного обучения, кейс-технологии, проектные технологии, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, технологию интерактивного обучения и др. Таким образом, активное внедрение современных методов и технологий, направленных на раскрытие, реализацию и развитие индивидуальных способностей студентов, оптимизацию взаимоотношений преподавателя и обучающегося, позволит структура фгос спо акцент с осуществления преподавателем функций передачи учебной и научной информации на управление познавательной деятельностью с образует развивающее образовательное пространство, которое позволяет мотивировать студента, вызывает личностный интерес для освоения учебной и квазипрофессиональной деятельностью; создает психологический комфорт и условия для возникновения реальной «ситуации успеха» студента в образовательном пространстве; формирует среду для развития мыслительных способностей через овладение определенными мыслительными операциями на основе когнитивных технологий. Обучение должно строиться на применении в образовательном пространстве проблемных методов, эвристических, рефлексивных, которые имеют «субъект — субъектный» характер взаимоотношений, на использовании групповых форм организации учебного структура фгос спо, где обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности студентов на занятии и во внеурочной деятельности. Исследуя характер взаимосвязей между образовательными учреждениями и работодателями, можно отметить, что данное взаимодействие практически отсутствует, и зачастую это приводит к возникновению разрыва между теоретическим и практическим обучением, неприемлемым для сферы профессионального образования. Современный работодатель, как правило, не проявляет личной инициативы и ответственности за подготовку специалистов. Сегодняшние реалии рыночной экономики диктуют нецелесообразность расходования средств предприятия, особенно частного мелкого или среднего, на подготовку кадров «с нуля», поскольку всегда есть возможность принять на работу специалистов некоторого уровня подготовки, прошедшим обучения за государственный или собственный счет. Отсутствует комплексная система взаимодействия предприятий и учебных заведений, влекущая безответственность последних, их незаинтересованность в деле организации студенческих структура фгос спо. Преодоление этой проблемы должно выстраиваться путем: - своевременного определения и оперативной корректировки содержания учебных программ с учетом требований социально-экономического развития отрасли либо региона, с тем чтобы ядро профессиональных компетенций не утрачивало своей актуальности к завершению обучения по специальности; - привлечения работодателей к процессу профессионального образования с начала обучения по специальности, организация ими ознакомительных и производственных практик на структура фгос спо рабочих местах. Привлечение технической базы предприятий возможно за счет выполнения одноразовых работ и мелких заказов, посильно выполнимых студентами в рамках практики например, изготовление мелких деталей в учебно-производственных мастерских будущими технологами, набор документов на компьютере будущими делопроизводителями и бухгалтерами, создание сайтов для предприятий будущими программистами и т. С этой целью возможно представлять рекламные материалы о направлениях подготовки специалистов учебным заведением, предполагается выход с ним на выставки товаров и услуг предприятий тех отраслей производства, по которым осуществляется подготовка учебным заведением будущих специалистов; - в рамках студенческого самоуправления актуально рассмотреть идею создания клуба из наиболее активных представителей студентов старших курсов всех специальностей для проведения маркетинговых исследований рынка труда региона. Целью его работы должны стать: 1 поиск изучение предприятий и организаций различных форм собственности в качестве потенциальных работодателей по территории всей страны, а возможно и за её пределами; 2 выход на эти предприятия организация почтовой рассылки через Интернет с рекламным материалом собственного ученого заведения и готовящихся специалистов; - разработки и внедрения современных образовательных технологий с учетом модульно-рейтинговых, проектных технологий, структура фгос спо подхода, внедрения активных форм и методов обучения. Работодатели, рассматривая образование как сферу производства интересующих структура фгос спо специалистов, оценивают качество образования как потребители и поэтому их оценка отличается от оценок государства структура фгос спо обучающихся. Работодателей при приеме выпускника на работу в первую очередь интересует не соответствие их подготовки требованиям ФГОС, а их профессиональная компетентность, способность ориентироваться в структура фгос спо обстановке, решать нестандартные задачи, принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции и отвечать за них, работать в команде. Поэтому работодатели и студенты будут считать качество образования низким, если уровень подготовки выпускников не будет соответствовать требованиям производства и рынка труда. В этой связи наиболее перспективным в плане творческого поиска нам представляется разработка проектно-целевых технологий устойчивого взаимодействия образовательного учреждения с работодателями, направленного на удовлетворение потребностей рынка труда, обеспечение связи структура фгос спо обучения студентов с организациями и предприятиями, на которых им предстоит работать. Для большинства учреждений профессионального образования типичными способами взаимодействия с работодателями являются: организация производственных практик с назначением руководителей практики, наставников из числа высококвалифицированных работников предприятий; трудоустройство выпускников; разработка тем курсового и дипломного проектирования; структура фгос спо и структура фгос спо курсовых и дипломных проектов; участие в государственной итоговой аттестации выпускников в качестве структура фгос спо аттестационной комиссии; предоставление помещений для проведения теоретических, учебно-лабораторных и учебно-практических занятий на базе организаций и предприятий. При этом разнообразие форм взаимодействия с работодателями и представителями профессионального сообщества полностью зависит от инициативности и коммуникабельности руководителей образовательных учреждений. В связи с введением ФГОС одним из наиболее актуальных и взаимовыгодных направлений сотрудничества предприятий и образовательных учреждений является участие работодателей в разработке содержания образовательных программ, в т. Обучение, основанное на компетенциях, позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения, переосмыслить место и роль теоретических знаний в процессе освоения компетенций. Такое обучение позволяет студенту адаптироваться к реальной профессиональной деятельности во всем ее многообразии. Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять структура фгос спо конкретные модули при изменении требований структура фгос спо специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки выпускника, способного выдерживать конкуренцию на рынке труда. Построение образовательных стандартов и образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей не только к знаниям, умениям или навыкам, но и к специфическому умению исполнять необходимые обязанности на своем рабочем месте. При модульно-компетентностном подходе важность тщательного планирования и организации учебной и производственной практик имеет приоритетное значение, поскольку именно практика в рамках профессиональных модулей обеспечивает практикоориентированную подготовку специалиста. Проектно-целевая технология вовлечения работодателей в образовательный процесс выстраивается в три этапа. На первом этапе формируется рабочая группа, в состав которой входят ответственные представители образовательного учреждения и представители работодателей. Работа в этом направлении позволяет сформировать учебный план по специальности с учетом региональных особенностей, запросов работодателей и возможностей образовательного учреждения, потребностей интересов различных участников образовательного пространства. Внимание здесь акцентируется как на определении видов практик по профессиональным модулям учебной и производственнойобъема нагрузки, так и на составлении календарного графика практик. Результатом интерактивного взаимодействия с работодателями служит соглашение об определении видов практик их места в учебном плане по специальности. Третий этап реализации технологии связан с разработкой программ практик их методического обеспечения. Структура фгос спо сотрудничества обеспечивает применение таких методов интерактивного взаимодействия с работодателями, как метод модераций, метод мозгового штурма, метод дискуссии, метод круглого стола, метод мастер-класса и др. В целом методы интерактивного взаимодействия позволяют вносить в сотрудничество с представителями профессионального сообщества необходимые изменения в существующую систему организации и проведения производственной практики в соответствии с требованиями ФГОС. Как показывает практика, работодатели в большинстве своем обычно готовы к участию в процессе подготовки компетентных специалистов, понимают структура фгос спо проблемы компетентностного подхода в образовании и рассматривают сотрудничество с профессиональными образовательными учреждениями как условие повышения эффективности деятельности своих предприятий. Таким образом, целевое проектирование технологий реализации ФГОС профессионального образования позволяет выстроить образовательный процесс в тесной взаимосвязи с тенденциями развития производственной сферы и тем самым обеспечить востребованность выпускника на рынке труда. Обязательными для их успешного внедрения ФГОС можно структура фгос спо активное вовлечение представителей профессионального сообщества в образовательный процесс; глубокая практическая прикладная подготовка преподавательского состава; проективные технологии образовательной и научной деятельности образовательного учреждения; открытость, инициативность образовательного учреждения во взаимодействии с различными общественными субъектами. Заключение Необходимо расширять права работодателей по отношению к разработке и корректировке ФГОС и содержания ОПОП и организации практического обучения. Но одновременно структура фгос спо ставить вопрос об их ответственности за присвоенные квалификации. Возможным способом решения этой задачи является внесение изменений в ст. Многое зависит от территориально-отраслевой организации ресурсов системы среднего профессионального образования, ее ориентации на реальные потребности регионального рынка труда. Здесь нужно совершенствовать такие направления, как: формирование рациональной региональной сети учебных заведений; разработка механизмов участия работодателей в решении проблем профессионального образования; разработка механизмов формирования содержания образовательных программ и эффективного управления процессом подготовки квалифицированных кадров. В целом для исключения рисков необходима скоординированная работа федеральных и региональных органов исполнительной власти, нацеленная на создание условий для реализации государственных стандартов нового поколения. Отдельные компоненты Стандарта несут в себе требования: к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных структура фгос спо студентов, образовательной деятельности педагогов, учреждений среднего профессионального образования, системы образования в целом; функция структура фгос спо объективности оценивания на основе критериально - ориентированного подхода к оцениванию и структура фгос спо системы объективных измерителей качества подготовки студентов СПО и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых Стандартом профессионального образования инновационных программ. Технологии профессионального образования являются составной частью системы структура фгос спо профессионального образования учебного заведения. При этом повышение качества знаний, формирование мировоззрения обучающихся зависит от современных технологий обучения, эффективности образовательного процесса, который в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения. Выбором технологии обучения и целым рядом обстоятельств не могут быть одинаковы в разных учебных заведениях, в разных педагогических условиях и при использовании разными преподавателями. Выбор технологии обучения определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя. Принципиально новые условия подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования как в странах Евросоюза, так и в России обеспечивает преемственность образовательных систем, возможность получение в них интегрированного и дифференцированного по уровню профессионального образования. В контексте реформирования образования заметное место занимают поиски более эффективных форм и методов управления, от которых в немалой степени зависят реальные результаты образовательных реформ. Формирование политики и управления профессиональным образованием должны осуществляться в соответствии с общими целями образовательного процесса и с учетом будущих и уже сложившихся национальных и региональных социально структура фгос спо экономических требований. В развитии профессионального образования становится все структура фгос спо очевидной необходимость по-новому разграничить функции между разными субъектами управления - эта проблема, так или иначе, стоит во всех странах современного мира. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства. Теоретические и практические аспекты реализации ФГОС СПО. Государственная программа развития образования в Российской Федерации 2013-2020 г. Содержание и процесс дидактической подготовки учителя на основе проектно-технологического подхода. Копенгагенский структура фгос спо по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе. Организационно-педагогические условия взаимодействия рынков труда и образовательных услуг региона на основе проектно-целевого подхода. Шолохова по созданию основных образовательных программ на базе стандартов третьего поколения. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 01. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 24. Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Структура фгос спо на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. Постановления Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г. » структура фгос спо 7 февраля 2011 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М.

Смотрите также:



Коментарии: